1. Четкий режим дня и повторяющаяся рутина. Соблюдение этого простого правила позволяет проще учитывать потребности ребенка (например, в еде, сне) и, в то же время, держать нервную систему в состоянии баланса, не давать ребенку переутомиться и перевозбудиться. Помним о том, что ребенку пока трудно дифференцировать свои эмоции: «Почему я расстроен - я голоден? Или устал? Или мне пора спать?»
2. Максимально предоставлять ребенку выбор и подкреплять его самостоятельность там, где это не угрожает его жизни, или не имеет принципиального значения. Вообще, стараться поменьше употреблять слов «нет, нельзя, не трогай» . «Ты будешь суп, или макароны» - прекрасная возможность выбора. Пойти гулять в парк, или лес, что надеть на прогулку, какую игрушку взять в сад, из какой кружки пить. Ребенку важно самому делать выбор и иметь свою зону ответственности. Даже в очень маленьком возрасте.
3. Заранее предупреждайте ребенка о стрессовом событии. Например, что мультик еще пять минут, и выключаем. Можно использовать будильник, или часы (более наглядны песочные).
4. Хвалить ребенка, уделять ему внимание, проявлять эмоции, разговаривать с ним о его эмоциях и переживаниях. Помним, что цель истерики - получение эмоции от взрослых. Пусть в них не будет недостатка заранее.
5. Постараться создать условия, чтобы фрустрация не возникала. Если вы знаете, что новую игрушку покупать не собираетесь - не берите ребенка в магазин. Если это малыш и он устроит истерику в ответ на запрет порыться в вашем шкафу - сделайте заглушки, уберите из зоны доступа то, с чем не разрешите ребенку играть.
Если же все-таки истерика случилась.
Первое и самое важное - оставаться спокойным взрослым. Не сердиться на ребенка. Помнить о том, что ему сейчас гораздо хуже, чем вам. Что ваш ребенок - вам не враг. И вы по одну сторону баррикад.
Если истерика только-только началась - постараться выявить и устранить триггер, отвлечь. Это получается далеко не всегда, поэтому не расстраиваемся и переходим к следующим пунктам.Надеюсь, наши советы вам пригодятся. Любите своих непослушных детей, оставайтесь спокойными, и помните, что любая истерика рано или поздно заканчивается.
Используйте стратегии релаксации, доступные для вашего ребенка. Будьте рядом и предложите помощь, объятия, отдых.
Если ребенок вас не слышит и поглощен эмоциями, проявляет агрессию - оставайтесь спокойным и не вовлекайтесь в переживания. Не давайте яркого эмоционального подкрепления (как положительного, так и отрицательного). Обеспечьте ребенку безопасность. Можно отойти, но держать его в поле видимости.
Во время истерики - не читаем нотации и не обсуждаем произошедшее. Успокоится - обо всем поговорите и обсудите. В состоянии эмоциональной нестабильности ребенок вас не услышит.
Никогда! Не используйте насилие. Эмоциональное или физическое. От того, что вы ударите ребенка, истерика может и прекратится. Но это иллюзия контроля и большой ущерб для привязанности ребенка к родителю. Эмоциональное насилие из серии «если не прекратишь, я сейчас тебя брошу и уйду», это игра на страхе ребенка. Он вам верит и испытывает реальный витальный страх. Кроме этого, очень скоро ребенок поймет, что вы ему врете и, вот же незадача, - научится врать вам. Не подавайте плохого примера.
По окончанию истерики - обязательно поговорите. Обсудите, что послужило триггером, какие эмоции ребенок испытывал. Не ругайте его за эти эмоции - плакать, грустить, злиться - это нормально.
С заботой о Вас, АМАЭ
|+7(351)220-02-15
Ул. Университетская Набережная 50, 2 этаж
#клиникадлядетей #челябинск #невролог